История хрусталя

Картинки

История хрусталя

Информация о статье

Тип статьи:
Авторская
Источник:

Содержание

Греческим словом «krystallos» («кристалл») назвали вид стекла, отличающийся особой прозрачностью и высоким качеством изготовления. Долгое время в сознании большинства россиян понятие «хрусталь» ассоциировалось с Чехией. И это не случайно. Именно Чехия издавна славилась своим хрусталем. А ремесленные секреты и традиции «стекольного» дела дожили до наших дней почти без изменений.

Производство стекла относится к одному из самых древних и значительных изобретений человечества. Известно, что «возраст» самой старинной стеклянной археологической находки составляет порядка 5 тысяч лет. Первые стекольные мастерские на территории нынешней Чехии и соседней с ней Моравии появились в кельтских поселениях уже в I веке до н. э.

Села и города стеклоделов обычно строились в живописных местах у подножий лесистых гор. Рецептуры изготовления стекла хранились мастерами в тайне, и за выдачу секрета их могли подвергнуть даже смертной казни.

Готовые изделия отправлялись во все концы света. Очень часто торговцы стеклом одними из первых проникали в далекие края, устанавливая экономические, общественные и политические контакты с новыми странами. При этом их путешествия нередко были связаны с опасностью: торговые повозки представляли собой заманчивый объект для наживы разного рода разбойников.

В Средние века Чехия уже славилась своими стекольными изделиями, их оригинальными формами, орнаментами и цветом. Начиная с XVI века, чешские мастера стали уделять особенное внимание производству абсолютно прозрачного стекла.

На рубеже XVI – XVII вв., в период, когда Прага являлась центром европейской науки и искусства, в Чехии впервые украшают стеклянные предметы способом гравировки. И в конце XVII – начале XVIII века чешские стеклоделы уже были вне конкуренции на рынках Европы.

Оригинальное искусство гранения хрусталя зародилось в Чехии в эпоху барокко. Развитие этой техники способствовало тому, что в 20-х гг. XVIII столетия здесь был построен первый завод, специализирующийся на производстве граненых люстр и люстр-подвесок.

С момента своего появления на рынке эта продукция заслужила мировое признание. Так, по указу французского короля Людовик XIV чешскими люстрами украсили дворцы в Версале и Фонтанебло. Примеру французского двора последовали и другие монархи – турецкий султан Осман III и русская императрица Елизавета.

Именно в Чехии была открыта первая профессиональная школа стекольного дела, ставшая вскоре известной практически во всем мире. В этом учебном заведении стремились сохранять традиции прошлых поколений и передавать их «новобранцам» ремесленников.

Двадцатый век внес существенные изменения в индустрию стекла: стекольная промышленность разделилась на два направления – трудоемкое ремесленное и серийное машинное.

Конечно, хрустальная продукция (в том числе, светильники и люстры), которая выставлена в торговых залах современных магазинов, в большинстве своем, относится ко второму направлению – более доступному, но не менее интересному.

Виды хрусталя

Выделяют следующие разновидности хрусталя:

  • Горный хрусталь – это природный кварц;
  • Свинцовый хрусталь – стекло с содержанием окиси свинца;
  • Бариевый хрусталь – хрусталь, в котором вместо свинца использует барий;
  • Богемский хрусталь – хрусталь, в котором вместо свинца и бария используется калиево-кальциевое стекло.

Свойства хрусталя

От процентного содержания оксида свинца зависят «вокальные» способности хрусталя, его прозрачность, прочность, вес, блеск и другие свойства.

Гусевской хрусталь варится с содержанием оксида свинца строго равным 24%, что соответствует восхитительным оптическим свойствам и высокой плотности. Благодаря этому мы можем наблюдать многоцветную игру света в гранях, блеск поверхностей и слышать чудесный мелодичный звон.

Совершенствуясь, технология производства хрусталя из кремниевого песка стала включать добавление, кроме окиси свинца, еще и борной кислоты, соединений мышьяка и сурьмы.

Для создания цветного хрусталя используются различные добавки: кобальт придает чистые синие тона, для красного цвета – добавляют кадмий или соединения золота, для розового – кремний. Зеленым хрусталь делает окись меди, а изысканный фиолетовый цвет придают окислы марганца.

В царские времена на Гусевском заводе хрустальную посуду и хрустальные вазы окрашивали также с помощью коллоидного золота и окислов урана.

Это были достаточно дорогие, но и самые красивые художественные изделия.

Обычно изделие из хрусталя украшается гравировкой – неглубокий матовый рисунок, огранкой – широкая полированная грань, резьбой – глубокие борозды, при пересечении которых возникает сетка (т. н. «алмазная грань»), шлифовкой.

После шлифовки грани приобретают особый блеск. Граненый хрусталь, преломляя свет, создает яркие радужные отблески.

Производство хрусталя

Чтобы получить хрусталь, нужно расплавить шихту, из которой делают хрусталь. Шихта – это смесь песка, поташа и оксида свинца, как раз его наличие и есть главное отличие хрусталя от простого стекла.

Исходное сырье плавится в печах при огромной температуре свыше 1500 градусов Цельсия. Расплавленная масса очень быстро остывает. Для ускорения процесса одним изделием занимаются сразу несколько человек.

У печи работают мастера выдувальщики, наборщики и прессовальщики. Выдувальщики вооружены специальными трубками с резиновой грушей. На один конец стеклодувной трубки берётся капля раскалённого хрусталя и с помощью резиновой груши изделие выдувается в форму. У мастера наборщика – наборная трубка. С её помощью он набирает из печи необходимое количество стекломассы и приносит её к мастеру прессовальщику, который управляет пресс-формой.

После того, как изделие выдувается и ему придается необходимая форма, оно поступает в печь на отжиг. Отжиг предназначен для более равномерного остывания хрусталя. В печи для отжига в течение 1.5 часов температура снижается с 700 градусов до 40 – 50 градусов.

Далее в пламени газовой горелки срезается верхняя часть изделия, где была стеклодувная трубка.

После этого изделие проходит первый контроль качества: нет ли больших пузырей, камней, кривизны ножки; производят измерение толщины слоя стекла.

Гладкие изделия украшаются алмазной гранью. Для начала на изделие наносят разметку, после разметки изделие ставится на конвейер и идёт от мастера к мастеру. Процесс нанесения алмазной грани начинается с самого большого абразивного круга, а заканчивается на самых маленьких. Чтобы стеклянная пыль не попадала в дыхательные пути, на абразивные круги подаётся вода.

После нанесения алмазная грань становится матовой. Чтобы получить прозрачную грань, изделие подвергают химической полировке в смеси плавиковой и серной кислот. Кислота разъедает и полирует стекло. Далее изделие тщательно моют, и, если необходимо, наносят грани, которые должны остаться матовыми. В завершение изделие снова подвергают проверки, маркируют и упаковывают.

Прошлое, настоящее и будущее хрусталя

Уже около трех веков хрусталь продолжает быть одним из самых излюбленных материалов для художников. И все из-за уникальных оптических качеств хрусталя. Совсем не так легко работать с этим камнем, как может показаться на первый взгляд. Стеклодув получает драгоценный опыт, дающий ему возможность творить настоящие шедевры, произведения искусства, только через многие годы кропотливой работы. И не каждому дано стать таким мастером. Для этого необходимо обладать талантом художника и способностью ощущать хрусталь.

Хрусталь в России всегда ценили и любили. У нескольких поколений он оставался мерилом роскоши и очень выгодным вложением денег. Хрусталь действительно никогда не теряет ни в популярности, ни в цене.

 

 

 

 

 

Источники информации:

gus-hrustal.ru – все о хрустале;

crystalno.ru – как делают хрустальные изделия;

riocatalog.ru – хрустальная история, история хрусталя.

Смотрите Изделия из хрусталя в каталоге товаров салонов «Эксклюзив Стекло».

86
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Samatow.Ru © 2019 Работает на InstantCMS Иконки от FatCow Template cover by SiteStroi